Вопросы деревянного домостроения в Коми обсудили на ПМЭФ

15 июня 2023

Открыл сессию заместитель министра Минпромторга России Олег Бочаров:

— Деревянное домостроение — это другая оценка создания жилища. Оно должно быть построено быстро, качественно и дешево. Помните сказку про трех поросят? Наф-наф там грамотный капиталист, вкладывающий в свою жилплощадь. И люди у нас считают, что если вложились в бетонный дом — это серьезно, а если в деревянный — это для удовольствия. Это уже какая-то идеология с точки зрения качества, но многие просто не понимают, какие сейчас технологии, что они на месте не стоят. Нужно менять менталитет. Если мы скажем, что деревянная архитектура — это будущее, а не прошлое, что здесь жить модно, уютно и это правильно, тогда это уже другой разговор. Это новый предмет экономического оборота.

BOB_3404.jpg

Заместитель руководителя Минстроя России Никита Стасишин заметил, что в ведомстве считают необходимым для развития индивидуального жилищного строительства выдачу по-настоящему льготной ипотеки.

— Невозможно построить дом задешево, но качественно. Задача и правительства, и регионов — необходимой инфраструктурой обеспечить земельные участки под будущее строительство, — добавил Стасишин.

Председатель совета директоров ООО «Лузалес» Руслан Семенюк обозначил ситуацию с лесопромышленным комплексом как зависшую стадию

— Рынок у нас был экспортоориентированным, причем и на Запад, и на Восток. Сейчас мы перестраиваемся. Последние годы мы не занимались внутренние рынком, жизнь сейчас говорит, что это очень и очень нужно. Встает постепенно вопрос замещения оборудования для деревянного домостроения. Было зарубежное программное обеспечение, в этом году мы от него отошли и обслуживаем линии сами. «Лузалес» достиг 100-процентной переработки древесины. Мы имеем возможность изготавливать деревянные домокомплекты, строить деревянные многоквартирные дома. У нас появилось два предприятия, которые производят мебель из массива дерева. Мы можем обеспечить территории, в том числе и новые регионы, всем необходимым для строительства деревянных домов. Когда появится объемное строительство, вся история будет еще и дешевле, — подчеркнул Семенюк.

BOB_3503.jpg

По словам Руслан Семенюка, предприятие может уже сейчас за три месяца вводить 5500 квадратных метров деревянного домостроительства. Речь прежде всего идет о четырехэтажных многоквартирных домах.

— Мы разработали для себя концепцию развития — в Коми обрабатываем лес, пилим, сушим, делаем заготовки, везем на участок строительства и там уже собираем — это позволяет уменьшить себестоимость квадратного метра. Но при этом у нас есть дефицит квалифицированных кадров. Нужна загруженность заводов, нужно понимание будущих объемов, чтобы мы могли заняться подготовкой этих кадров.

Председатель совета директоров ООО «Лузалес» отметил, что деревянное домостроительство может быть как премиальным, так и средним.

— Это перспективно и особенно для регионов Севера. Но когда говорят про строительство 11- и 12-этажных домов, то появляется вопрос - «а для чего»? У нас много земли.

__GALLERY__

Глава Коми Владимир Уйба отметил, что в регионе 50 процентов населения живет в сельской местности, где деревянное домостроение — это почти 100 процентов.

— У нас есть сегодня все для переселения из аварийного и ветхого жилья. Есть предприятия, готовые создавать деревянные дома, есть земля, есть сырье рядом, которое точно снижает себестоимость. На самом деле из таких нерешенных задач — это отечественное оборудование для производства комплектов и спрос, объемы. Все остальное можно и нужно начинать. Мы до конца года в Воркуте поставим первый дом из домокомплекта от «Лузалеса». Нам надо делать объемы, предоставлять людям, живущим в безобразных условиях, нормальное жилье, тогда мы и выйдем на уменьшение себестоимости. Для нас должен быть на первом месте человек, его право на качественное жилье.

BOB_3473.jpg

Руслан Семенюк согласился с этим мнением, подчеркнув, что деревянные дома — это и экологично, и полезно.

— Мы приобрели новые заводы, производящие мебель. Но вот в тех же школах постоянно говорят, что нужно замещать пластик, что нужно думать о здоровье. Но все равно все его покупают, так как он дешевле. А о здоровье мы просто обязаны думать с самого детства.

Замминистра МЧС России Анатолий Супруновский призвал также думать и о безопасности, заметив, что у ведомства нет никаких вопросов к малоэтажному деревянному строительству., но вот к многоэтажному их хватает.

— Нас часто упрекают, что нет нормативов, но ведь нормативы просто так не пишутся. Проводятся серии испытаний. У нас запланированы крупномасштабные испытания — в Оренбурге мы будем сжигать 4-5-этажный дом в натуральную величину. Потом только возможно написание нормативов. Проанализируем опыт зарубежных стран. В той же Голландии, о которой так часто говорят, мол, там многоэтажные деревянные дома есть, так там все здание оборудовано автоматическими установками пожаротушения. Сделают ли у нас такие? Поэтому на первом месте должна быть безопасность.

BOB_3447.jpg

Кратко подводя беседу на площадке к концу, Никита Стасишин заметил, что в России есть много семей, которые не смогут взять ипотеку даже под 0 процентов.

— Для таких категорий граждан, многодетных, сирот — можно спокойно дать возможность улучшать жилищные условия, используя деревянное жилье. Но здесь никакие меры поддержки, кроме прямого рубля, не помогут. За два года мы совершили в этом вопросе колоссальный рывок. Это только начало развития рынка. Объемы жилья нужно замещать — это рабочие места, кредиты. Наша задача, строительного блока — сформировать четкие прозрачные условия. Долго? Наверное, долго. Можно ли быстрее? Поднажмем.

В свою очередь Руслан Семенюк добавил, что компания заинтересована в комплексной деревянной застройке.

— Мы не хотим построить просто два дома и бросить. Нам нужен земельный участок, который мы будем несколько лет застраивать. У нас в планах — стратегия комплексного развития территорий. Мы готовы строить дома и полностью укомплектовать их деревянной мебелью.

— Поэтому мы и предлагаем включить в стоимость ипотечного продукта минимальную мебелировку. Сегодня, скажем честно, многие люди мебель покупают по потребительским кредитам, — заключил Никита Стасишин.

БНК